Металлические кивки подходят для "черта", глубинной ловли леща и плотвы, но на мелководье добиться ими хорошей игры сложно. Ведь мормышка должна действительно "играть", а не "трястись". Поэтому пластиковые кивки "мормышечники" покупают как заготовки и переделывают под конкретные мормышки. Весь "фокус" подгонки – в достижении плавной и максимально малой амплитуды при большой частоте колебаний. При взгляде на правильно работающий кивок видишь, как по нему как бы бежит волна. Подгонка кивка - дело кропотливое, даже при большом опыте за вечер больше пяти комплектов вряд ли сделаешь.
Что касается довольно дорогих финских и шведских кивков, которые мне попадались, могу отметить их главное положительное качество – красоту.
И последнее по кивкам. Всегда есть какой-то оптимальный вариант кивка для конкретных условий. Но если человек много лет пользовался какой-то определенной конструкцией, освоил хорошую игру, снасть у него сбалансированная и гармоничная, а ловля доставляет удовольствие, то и незачем "городить огород", осваивая новые кивки.
Часто жалуются на ломающиеся хлыстики зимних промышленных удочек. Болезнь эта старая, но не смертельная. Обычно хлыстики меняют сразу на новых удочках. Лучше из поликарбоната. Правда, найти этот материал нелегко. Хорош и винипласт. Лучше всего желтый или темно-красный. Длина хлыстика для "балалайки" не должна превышать 18 см. Более длинным очень сложно добиться высокой частоты колебаний мормышки, да и подсечка часто получается излишне сильной из-за большого рычага.
Часто рыболовы интересуются, как быстро "поставить" руку и добиться привлекательной для рыбы игры мормышки. Надо признать, что сделать это за один-два сезона довольно сложно - легких путей к мастерству владения снастью не бывает. Лишь подкрепленная теорией практика и еще раз практика. Со слов классных мормышечников, многие нюансы в проводке интуитивны (или все-таки не хочется открывать секреты?). Тренировки лучше начинать дома, используя высокую емкость с водой (на едкие замечания тещи или жены лучше не реагировать). Прежде всего необходимо научиться придавать мормышке большую частоту колебаний с одновременным равномерным и плавным подъемом. После этого пробовать менять скорость проводки, сохраняя частоту.
Проводка "на спуск" (очень эффективна для плотвы) - вся рука и особенно кисть полностью расслаблены. Хлыстик удочки наклонен немного вниз. Насколько конкретно наклонять, понимаешь по работе кивка. Для окуня оптимальная частота колебания 250-300 в минуту - для проверки приклейте напротив себя лист бумаги, возьмите ручку и максимально быстро начертите кривую линию за десять секунд. Посчитав количество вершин на линии и умножив их на шесть, узнаете, какое количество колебаний в минуту сможете придать мормышке. Амплитуда колебаний должна быть постоянной. Всякие беспорядочные движения мормышки могут рыбу отпугнуть. И если на большой глубине многие огрехи сглаживаются толщей воды, то на мелководье они скажутся на клеве. Проще всего поставить "правильную" игру можно следующим образом. Удильник держат в правой руке, которой и создают частоту колебаний, а хлыстик располагают между двумя раздвинутыми пальцами левой, которые определяют амплитуду. При игре две руки перемещаются одновременно. Когда "начнет получаться", лучше переходить к работе одной рукой, не забывая расслаблять кисть.
В процессе тренировки поглядывайте за мормышкой, как она себя ведет при разных режимах работы кивка. Конечно, на водоеме все будет сложней. Но даже в самое глухозимье, если найти плотную стаю окуня, то он будет достаточно отзывчив на классическую "окуневую" проводку. Однако по толстому льду не многие мормышечники занимаются такими поисками. Для этого необходимы железные мышцы, очень хороший бур (большая редкость даже среди импортных моделей). Поэтому можно поэкспериментировать с проводкой и на пассивном окуне. Это даже интересно.
Бывают специфические проводки, зависящие от особенностей водоема, и если местные рыболовы удачно ловят, имеет смысл понаблюдать за ними. Самой рабочей для пассивного окуня считаю проводку с максимально высокой частотой, минимальной амплитудой и самой медленной скоростью подъема. Эта же игра, мне кажется, одна из лучших для крупного, набитого икрой, мартовского окуня. Можно попробовать во время такой проводки через 10-15 см делать остановки на несколько секунд, во время которых продолжать игру или наоборот делать паузы. Бывает эффективна проводка с ускорением. Популярное "шевеление на дне" лучше делать с почти распрямленным кивком, когда мормышка слегка погружается в грунт.
Бывают веселые моменты, когда несколько дней устойчиво держится высокое давление, и крупный окунь выходит на мелководье. Тогда "спортивную" удочку прячем в ящик и достаем более солидную. Леса 0,08-0,10. Мормышка с более толстым и прочным крючком. Фрикцион катушки ослаблен. Настоящая окуневая потеха в такие дни начинается к вечеру, перед самым закатом. Можно взять еще более надежную снасть с большой светлой мормышкой. Жор продолжается 20-25 минут. Зная места "выхода" окуня и владея скоростной техникой ловли, за это время можно выполнить дневную норму вылова. Однако климат у нас совсем испортился, и бывают дни, когда окунь "посылает" рыбаков куда подальше. Но тогда, как черт из табакерки, выскакивает окунек в 5-10 граммов. Поставив мормышку с микроскопическим 24-м или даже 26-м крючком, этих, как я их называю, "гошей" можно удачно половить, скрасив бесклевье, а после рыбалки за ненадобностью отпустить на волю. В заключение хочу отметить, что ловля окуня – это лучшая школа для мормышечника. Многие рыболовы, освоившие ее "по полной программе", с удивлением обнаруживают, что ловля некрупной плотвы и подлещика превращается в детскую забаву. Будем надеяться, что большинство "полосатых" нормально перезимуют, дружно отнерестятся и дальше будут радовать веселым, бесшабашным клевом.
Автор: БМ